События последних дней

1. В преддверии Армагеддона

В Откровении главе 16, текстах 12 и 19 содержится информация, приковывающая внимание библейских исследователей. Тех, кто хочет понять, что значит Армагеддон, излитие семи язв на нечестивых и хочет узнать, когда это произойдет.

12 Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.

19 И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.

Каждый их знающих о наступлении конца света, кто волнуется по этому поводу, должен задать себе вопрос: что здесь описывает Иоанн, что это за река Евфрат, что это за цари от восхода солнечного, откуда и для чего они придут, почему в результате подготовки пути царям Вавилон перестает существовать?

Эта тема стала особенно исследоваться после 1948 года. В 1948 году образуется государство Израиль. Начинается собирание представителей израильского народа в одном государстве. Очень многие богословы стали применять не исполнившееся пророчества Ветхого завета в отношении Израиля, стали применять их к нашему времени, говоря о том, что все пророчества об Израиле исполнятся, что Израиль станет центром людей, поклоняющихся Господу по истине, что Иерусалим станет центром богопоклонения. И, в конце концов, окружающие нечестивые народы попытаются напасть на Иерусалим, и Господь придет и защитит его. Эта точка зрения, что эти пророчества должны исполниться буквально и уже в наше время, является господствующей среди богословов, исследующих пророчества Священного Писания.

В 1967 году вышла в свет библия Скоуфилда - библия с комментариями, помещенными внизу каждой страницы. В ней в объяснении этого места используется принцип буквального истолкования. Т.е. полагают, что именно в долине Мегиддо, на побережье Средиземного моря, вблизи горы Кармил, в северной части Палестины произойдет это последнее столкновение между народом Божьим и людьми, служащими антихристу. Ввиду этого многим современным христианам представляется, что Армагеддон будет действительной, реальной битвой. С использованием ядерного и разнообразного прочего современного оружия.

Что же в действительности означает это пророчество, что произойдет с Землей при излитии семи язв? Попытаемся применить библейский метод исследования пророчеств.

Действительно ли Иерусалим станет центром богопоклонения, центром Вселенной еще до второго пришествия Христа?

Какова связь используемых в Откровении образов с Ветхим Заветом? Приведем примеры, как книга Откровения использует символы.

Откр.1:12,13 "Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом"

Золотой пояс, поддир, семь светильников. Здесь описан Иисус Христос как первосвященник. Откуда мы узнали, что Он первосвященник? Из Ветхого Завета, где описано, что  первосвященник одевается так и так. Семисвечник, который здесь описывается, стоит в святилище, во святом.

Но почему Иисус описывается ветхозаветными образами? Почему не говорится прямо "Я увидел Иисуса Христа как первосвященника"? Это очень важный вопрос. Иоанн берет ветхозаветные термины, чтобы читающий, знакомый со Священным Писанием, сразу мог понять, что Христос исполняет первосвященническое служение. Изначальный смысл, который влагался авторами Ветхого Завета в идею святилища, теперь смещен и перенесен на Иисус Христа. Иоанн говорит таким образом, что все, что происходило раньше, теперь не может исполниться буквально, оно теперь исполняется только в прообразе, как воплощение ветхозаветных прообразов.

Но служение в святилище закончилось. Почему же Иоанн прибегает к таким символам? В 20 стихе первой главы мы находим ответ на этот вопрос:

Откр.1:20 "Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей"

Итак, берутся ветхозаветные символы и наделяются новым значением, потому что в христианской эре все, что не исполнилось в Ветхом Завете, должно исполниться для христианской церкви и для Иисуса Христа, как предводителя церкви.

В ветхом Завете именно израильский народ был светом миру. Потому в книге Захарии очень подробно описывается значение светильников. А в новом завете Иисус Христос говорит "Вы свет миру". И здесь светильники представлены как символы церквей.

В 6 тексте первой главы также важная информация.

Откр.1:6 "и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь"

Сказано, что теперь мы цари и священники. Чтобы понять смысл этого, обратимся к Ветхому Завету, чтобы узнать, что там означало слово "царь", в противном случае мы не поймем книгу Откровения. Это еще один пример того, как ветхозаветный термин берется и наделяется новым значением. Конечно, мы не цари и не священники в том смысле, в котором этот термин использовался раньше. Он теперь наделяется новым значением.

Откр.2:14-16 "Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали"

Чтобы это понять, необходимо снова обратиться к Ветхому Завету, чтобы узнать, кто такой Валаам и как он ввел в заблуждение  сынов Израилевых. Еще один пример тому, что необходимо обратиться к ветхозаветному описанию, чтобы понять текст Откровения:

Откр.2:20 "Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное"

Эти примеры показывают, что понимать буквально символы, использованные в книге Откровения, означает не понимать ее вообще. Для понимания символического языка необходимо обратиться к Ветхому Завету и посмотреть, как там употреблялись эти термины и только тогда мы поймем, что хотел сказать автор книги Откровения.

Теперь можно приступить к исследованию Откр.16:12,19:

12 Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного.

19 И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.

Вавилон впервые употребляется в связи со строительством башни. Когда потоп закончился, Господь обещал, что никогда не наведет больше воды. Но, не смотря на это, часть потомков Ноя решили построить башню до небес. Здесь четко выражены три момента:

1. Недоверие Богу.

2. Высокомерие.

3. Попытка спасти себя своими силами.

Посмотрим, что еще связано в ВЗ с Вавилоном. Книга Даниила была написана в древнем Вавилоне. Даниил 4:27,28:

30  (4-27) царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!

 31  (4-28) Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: "тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя!

Здесь, в этом хвастливом заявлении присутствует то же, что и в первый раз, в связи с употреблением слова Вавилон: гордость, недоверие Богу (ведь Даниил перед тем предупредил царя Навуходоносора, что может случиться, если тот не обратится), он указывает на результат своих трудов. Но здесь, как и в первом случае, вмешивается Господь: "Ныне царство твое отошло от тебя". Идем далее, Даниил 5 глава:

1 Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино.

 2 Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его.

Валтасар, более поздний властитель Вавилона, проявляет тот же самый дух. Он прекрасно знал, что произошло с Навуходоносором, но, несмотря на это, демонстративно оскверняет святыни Божьи. И вот что происходит:

22 И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это,

23 но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил.

Вновь поведение представителя Вавилона. Он возносится до небес, заявляет, что ему нипочем Бог Небесный, действия Которого он видел в жизни его предшественника. Здесь находим те же саамы характеристики, что и в первых двух случаях. И результат тот же - внезапное уничтожение.

Везде, где употребляется слово "Вавилон", мы встречаемся с восстанием против Бога. Картину дополняет Иеремия глава 51 текст 9:

"Врачевали мы Вавилон, но не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков"

Таким образом, в книге Откровение этот символ встречается со следующим значением: борьба против Бога, разрушение и осквернение Его святынь, разрушение Храма, преследование тех, кто знал Слово Божье, людей, состоявших в завете с Господом.

Суммируя все грехи Вавилона, Иеремия в главе 50 стихах 24, 28-29 говорит:

24 Я расставил сети для тебя, и ты пойман, Вавилон, не предвидя того; ты найден и схвачен, потому что восстал против Господа.

28 Слышен голос бегущих и спасающихся из земли Вавилонской, чтобы возвестить на Сионе о мщении Господа Бога нашего, о мщении за храм Его.

 29 Созовите против Вавилона стрельцов; все, напрягающие лук, расположитесь станом вокруг него, чтобы никто не спасся из него; воздайте ему по делам его; как он поступал, так поступите и с ним, ибо он вознесся против Господа, против Святого Израилева.

Можно сказать одним предложением, подводя итог его беззакониям: восстание против Бога - вертикальное измерение и восстание против Его народа - горизонтальное измерение.

Теперь нужно вспомнить каким образом произошло уничтожение Вавилона, этого древнего государства. Есть конкретные точные предсказания о его гибели. Иер.50:33-38

33 Так говорит Господь Саваоф: угнетены сыновья Израиля, как и сыновья Иуды, и все, пленившие их, крепко держат их и не хотят отпустить их.

 34 Но Искупитель их силен, Господь Саваоф имя Его; Он разберет дело их, чтобы успокоить землю и привести в трепет жителей Вавилона.

 35 Меч на Халдеев, говорит Господь, и на жителей Вавилона, и на князей его, и на мудрых его;

 36 меч на обаятелей, и они обезумеют; меч на воинов его, и они оробеют;

 37 меч на коней его и на колесницы его и на все разноплеменные народы среди него, и они будут как женщины; меч на сокровища его, и они будут расхищены;

 38 засуха на воды его, и они иссякнут; ибо это земля истуканов, и они обезумеют от идольских страшилищ.

Библия предсказала, что воды Вавилона иссякнут. Также посмотрим Иеремия 51:35-36

35 Обида моя и плоть моя - на Вавилоне, скажет обитательница Сиона, и кровь моя-на жителях Халдеи, скажет Иерусалим.

 36 Посему так говорит Господь: вот, Я вступлюсь в твое дело и отмщу за тебя, и осушу море его, и иссушу каналы его.

Исайя также задолго до разрушения Вавилона предсказывает. Исайя 44:27-28:

27 Который бездне говорит: "иссохни!" и реки твои Я иссушу,

28 Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: "ты будешь построен!" и храму: "ты будешь основан!"

Это первая деталь, которая описывает, как Божьи пророки за 100 лет, Исайя даже больше, предсказали как погибнет Вавилон. Отметим то факт, что Кир был назван помазанником и пастырем Божьим. В ВЗ помазывали пророков, царей, священников. А Кир кто? Мы вернемся к этому чуть позже.

То, что Вавилон будет взят в результате иссушения каналов или рек, исполнилось в точности. Ксенофон и Геродот описывают с какой внезапностью погиб этот город. Река Евфрат втекала с севера, отекала западную внутреннюю часть Вавилона и таким образом служила хорошим способом попасть в город. Что удивительно - Кир как будто читал пророчества и знал, как завоевать город. Он пришел к стенам города в сентябре-октябре, когда в реке наиболее низкий уровень воды. Подойдя к городу он направил воды реки в ближайшее озеро. Канал иссяк и по нему легко можно было попасть внутрь. Как говорит надпись на "цилиндре Кира",  который находится сегодня в Британском музее, он безо всякой битвы вошел в город и завоевал его.

Когда мы читаем пророчества о разрушении древнего Вавилона, можно обратить внимание на детали в пророчествах, которые не исполнились. Ис.13:9-11,19:

9  Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.

19 И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра

В случае Содома и Гоморра огонь с неба от Бога ниспал и пожрал их. А с Вавилоном было по-другому. Здесь показывается, что Вавилон духовный будет разрушен именно таким образом, огонь с неба пожрет всех нечестивых.

 10  Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим.

Это описание последних событий, а именно событий из 16 главы Откровения, описания семи язв.

 11  Я накажу мир за зло, и нечестивых-за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей;

Здесь мы видим, переход пророчества от частного к общему, от исторического Вавилона к Вавилону, который будет представлен в событиях и организациях современного нам времени. Бог говорит, что Он наказывает мир, и это одновременно является описанием наказания Вавилона. Истребление этого города является только прообразом уничтожения Вавилона, который будет существовать в последние дни на Земле. Вспомним, что освободителем израильского народа был Кир, который называется "помазанник" и "пастырь мой".

Вавилон, который описывается в НЗ, должен обладать характеристиками: восстание против Бога, Его святынь, преследование народа Божьего. В последние время мы должны ожидать появление такой власти, которая будет восставать против Бога, Его системы правления, против Его Святилища, находящегося на небе и против народа Божья. Это власть Вавилона. Она сегодня есть на нашей Земле. Сегодня эта власть заменила поклонение Богу своим собственным служением в своих собственных святилищах, вместо обращения к небесному святилищу. Сегодня эта власть действует, чтобы как можно больше сковать действия народа Божьего, действует, чтобы запретить свободу совести, свободу поклонения и этот процесс будет продолжаться дальше. Эта власть должна проявить себя в полном объеме перед пришествием Иисуса Христа.

Этот город Вавилон находится на реке Евфрат. Что означает эта река?

Откр.17:15 "И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки"

Эта всемирная система, называемая Вавилон, восстающая против Бога и пытающаяся преследовать детей Божьих, она сидит на водах. Т.е. ее поддерживает вся земля, все народы, племена и языки, что представлено водами Евфрата.

Откр.16:12 "Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного"

Но вот ангел выливает шестую чашу в реку Евфрат, и воды в ней иссохли. Что же это означает? Люди, на которых опиралась ранее система Вавилона, внезапно отнимают свою поддержку. И это готовит путь царям от восхода солнечного. Писание в 17 главе более подробно описывает этот процесс.

1 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих;

 2 с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.

16 И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне;

 17 потому что Бог положил им на сердце-исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.

 18 Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.

Конец 17 главы описывает ненависть, которую люди, ранее поддерживавшие эту систему по всей земле, вдруг начинают осознавать, что были обмануты и обращаются, чтобы "разорить блудницу". Мы пока не знаем, как именно это будет происходить, но прямо перед пришествием люди буду уничтожать эту блудницу.

Что означает Израиль, который находится в плену в Вавилоне? Народ Божий, который в результате предшествующих указов стеснен и он находится в рабстве. Он вот-вот должен быть уничтожен. Что же обозначает Кир, который пришел с востока? Иисуса Христа, Помазанника Божья, который приходит, чтобы освободить Свой народ. Подобно тому, как река Евфрат в древности высохла и Кир входит с востока, чтобы освободить народ Божий, так и в конце дней система Вавилона в один момент потерпит крах, потому что те, кто раньше поддерживал ее, восстанут против нее. И это подготовит путь для прихода Иисуса Христа.

Олийник В.И., аспирант Университета Андрюса (Мичиган, США)

©1999-2003 Igor V Timofyeev a.k.a. ^Hamlet^ a.k.a. cmexonaT CD-ROMs Home E-mail