Книга Даниила, 8 глава
Конспект
Третья пророческая весть Даниила.
Две главы. 8 и 9
План:
1. Овен, козел и рога.
2. Малый рог и его злобность (8:9-12)
3. Пророчество о похищении святилища (8:13-14)
4. Гавриил истолковывает первую часть видения. (8:15-26)
5. Болезнь Даниила в результате видения (8:27)
6. Даниил молится о восстановлении и исповедует грехи своего народа.
(9:1-19)
7. Гавриил истолковывает оставшуюся часть видения (9:20-28)
8:1 3 й год - 550-551 год до н.э.
8:2 Сузы, река Улая. Сузы стоят на канале Улае.
Пророк на самом _был_ там или _видел_ себя? "Как бы я был"
- видел себя, но не был.
Подобные примеры в Иезекииле 8:3.
Еще один пример Откр 17:3 "повел меня в духе", не сам
там был.
Также 2 Кор 12:2-4.
Тель-Авив, где находился пророк - колония, основанная Вавилоном.
Итак река Улай - канал. Деталь придает большую правдоподобность
истории, т.к. Вавилон был испещрен ими.
Сузы ассоциировался с Персией, которая грядет после Вавилона, Сузы
вторая столица Мидоперсии.
У Есфири это "престольный город". Так как видение связано
с Персией, то сразу наши мысли направляются в этом русле.
8:3 20 текст поясняет что это за овен. Похоже на медведя. Даниил
7:5. Соотношение мидийской и персидской силы.
На первом месте была Мидия. Кир изменяет это положение и Персия
становится выше.
Есфирь 1:19 Персия на первом месте.
8:4 Направления - на запад, север и юг - на востоке сам. Мидоперсия
пришла с востока от Вавилона.
539 год до н.э.
8:5 Снова указано направление света - с запада. Текст 21 - козел
- царь Греции, рог - первый царь.
Не касаясь земли - скорость продвижения, подобно барсу ранее. Рог
- Александр Македонский.
8:6-7 Свержение мидоперсии силами Греции (331 год, битва при Арбеллах,
Дарий 3-й потерпел поражение)
8:8 Толкование - текст 22. Разделение Греции на 4 царства.
4 полководца, разделивших Грецию: Птолемей, Лизимах, Кассандр и
Селевк.
8:9 Прекрасная страна - Палестина.
Рог вышел от ветра. Аналогия 7:2. Эта власть (малый рог) не появляется
от государств.
Идентифицируем этот малый рог. Похожее ранее было в 7 главе.
Сходства рогов 8 и 7 глав:
1 - это рога
2 - малые
3 - становятся большими
4 - представлены как разрушительная сила
5 - выступает против святых
6 - выступает против Бога
7 - оба ителлектуалы (глаза и уста в 7 главе, будет преуспевать)
8 - последняя власть до пришествия Христа (в 7 главе власть прекратит
после суда, в 8 - будет сокрушена не рукою)
9 - время действия ограничено
10 - время их последнее
11 - будут уничтожены сверхестественным образом
Структура 8 главы в сравнении с 7й:
Льва и Вавилона в 8 главе нет, есть Мидоперсия и Греция. Нет 10
рогов, есть сразу маленький рог, суд и царство.
Как по описанию, так и по месту, занимаемому в 8 главе - это одна
и та же сила, что и в 7 главе.
До 1798 года - в 7 главе время действия малого рога (7:25)
8:10-12 Описание то же, что в 7 главе.
Звезды олицетворяют святых. В 12 главе Откровения 4 стихе - это
другое.
В Данииле речь идет о 538 годе (начало действия папской власти).
Аналогия в Даниил 7:25. Даниил 12:3 Звезды - святые.
В Откровении же показано, что звезды - ангелы. Откровение 12 глава
с 7 текста.
8:13-14 2300 вечеров утр. Когда это все закончится и доколе это
все будет.
Вопрошавшему важно окончание периода этого нечестия, после которого
святилище очистится.
2300 вечеров и утр, до конца этого периода. 2300 лет согласно принципу
"день за год" в пророчествах.
Откуда их считать рассмотрим в главе 9-й позднее.
С точки зрения логики с 539 до н.э. Ибо первое животное, описанное
в видении - Мидоперсия.
Две возможности откуда считать.
Если считать с Мидоперсии - 18-19 век. Если с малого рога - еще
много времени.
По пророчествам, которые говорят о признаках пришествия - скорее
всего первый вариант.
Исходя из политической и религиозной обстановки.
8:15-19 Пророчество относится к концу времени.
8:20-23 Описание появления малого рога 23 стихе.
Отступники - скорее всего Римская империя.
Мера беззакония - понятие, которое используется в Библии для описания
меры греха, после которой наступает искоренение.
Римская империя была завоевана по причине нравственного разложения.
В 3-4 веке Рим приходит в упадок. Оргии, хорошо описанные в исторических
источниках.
8:24 Сила укрепится силой римских императоров. Юстиниан папу ставит
как главу епископов и искоренителем ересей.
Юстиниан хотел возродить Римскую империю. Реально работала только
восточная часть империи.
Создает кодекс законов 533 года. Нужна единая религия для объединения
империи.
Сговор с папой для централизации власти. Папа однажды спас Рим от
варваров и его авторитет сильно поднялся и позиции на Западе империи
сильно укрепились.
Центр Римкой империи смещается в Византию на востоке. В Риме же
престол папы.
Языческий Рим передает папскому Риму власть.
8:25 Вновь параллельно 7 главе. Даниил 7:25. Это от Бога - "не
рукою".
8:26 В тексте трижды в ст.ст. 17,19,26 говорится, что видение относится
к последнему времени.
8:27 Даниил не понимает видение о сроках - 2300 вечеров и утр и
что за очищение святилища.
Подходило к концу пророчество Иеремии о 70 годах (Иеремия 29:10),
а здесь вместо восстановления - разрушение.
Даниил ожидал обещанное Иеремией возвращение из плена, а здесь отнятие
ежедневной жертвы, поругание святилища.
8 глава симметрична 7 главе. Об этом говорит сходство действия
малого рога, сама структура главы.
Сравнивая с 7 главой: Льва нет, есть медведь, есть барс. Зверя нет.
Малый рог есть.
Оканчивается действие малого рога, начинается святилище.
После малого рога - суд в 7 главе == очищение святилища в 8 главе.
Конец - в 7 наступление царства, в 8 отнятие силы, прекращение действия
рога.
Суд 7 главы хронологически соответствует очищению святилища 8 главы.
Происходит процесс очищения святилища.
Когда Иисус Христос закончит очищение святилища - пришествие.
Возложение грехов на зачинщика. Небо очищено, сатана в течение 1000
лет несет грехи всех.
1. Христос берет на себя грехи
2. Он снимает грехи с себя и возлагает на сатану - очищение
3. Книги
4. Очищение святилища
5. Существует не пространственная, а функциональная связь между
земным и небесным святилищем.
Олийник В.И., аспирант Университета Андрюса
(Мичиган, США)
|