Библия и природа

Духовные истоки этического отношения к природопользованию

Одним из наиболее ранних источников, повествующих о нравственных взаимоотношениях человек - природа, является Библия, Священное Писание Ветхого и Нового Завета, откуда мы узнаем, что основы этих отношений были заложены Творцом при сотворении человека, а моральные принципы поведения человека сформулированы в Законе Божием, который вечен, неизменен и признается всеми наиболее распространенными религиями, всеми здравомыслящими членами человеческого сообщества. Законы природы, законы здоровья - это также законы Божьи, законы Одного Творца и нарушение их приводит к тяжелым последствиям.

Библия подчеркивает уникальность нашей миссии: <И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском (представляющем, по всей видимости, на тот момент всю Землю), чтобы возделывать его и хранить его> (Быт.2:15). К сожалению, человек не выполнил возложенного на него поручения, о чем и свидетельствует экологический кризис. Библейское утверждение, что Бог создал человека <по образу Своему> (Быт.1:27), подразумевает, что человек создан разумным, свободным и мыслящим существом, а не послушным роботом. Послушание должно быть добровольным, насилия над личностью не предполагалось. <Дерево познания добра и зла> (Быт. 2:9), к которому первые люди имели свободный доступ, - тому подтверждение. И здесь не было запасных путей, какой-либо половинчатости: или послушание - и тогда радостная вечная жизнь, или... Человек выбрал <или>, выбрал иной путь, путь безнравственности и падения. Если для первых на земле людей, в отличие от людей нашего времени, гармоничная жизнь в единстве с Богом и Его творениями (имеется в виду как человек, так и окружающая его природная среда) была вполне естественной, то после грехопадения между человеком и Богом произошел разрыв, который и привел к нарушениям в отношениях человека с природой. <Проклята земля за тебя, со скорбию будешь пытаться от нее... Терние и волчцы произрастит она тебе>, - таковы последствия человеческого непослушания (Быт. 3:17,18).

В Библии мы находим множество заповедей о бережном отношении к флоре, фауне, щадящем землепользовании: <...не порти дерев, от которых можно питаться и не опустошай окрестностей> (Втор. 20:19); <Если попадется тебе... птичье гнездо, ...и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми: мать пусти, а детей возьми себе...> (Втор. 22:6-7); <Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмый оставляй ее в покое> (Исх. 23:10-11).

Библия не только призывает человека разумно управлять природными ресурсами, но и предлагает принципы разумного управления. Рассмотрим некоторые из них.

1.        Принцип арендных отношений. В Священном Писании неоднократно подчеркивается, что все, что окружает человека, принадлежит Богу. В Библии четко обозначена мысль: <Господня земля и что наполняет ее> (Исх. 9:29; Kop. 10:26). Записано в ней также, что и богатства недр принадлежат Богу, Он Сам сказал об этом: <Ибо Моя вся земля> (Исх. 19:5), <серебро Мое и золото Мое и драгоценности Мои> (Иоиль 3:5; Агг. 3:8). А это значит, что человек - скорее арендатор земли (пусть даже и долгосрочный), чем ее хозяин. <Рента> же состоит в послушании Божьим заповедям, суть которых состоит в сбережении и приумножении Божьих даров.

2.        Принцип необходимости и достаточности. Со времен исхода евреев из Египта Бог приучал народ свой не гнаться за излишествами и довольствоваться имеющимся. Посылая с неба манну, Он предупреждал: <Собирайте каждый по стольку, сколько ему съесть> (Исх. 16:16). Те же, кто, не поверив Богу, собрали излишки, на следующий день имели испорченное (Исх. 16:20). В книге Притч сказано: <Нашел ты мед? Ешь сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им...> (Прит. 25:16). Т.е. всякий избыток, взятый из природы, не во благо.

3.        Принцип бережливости. Современное стремление к максимальной утилизации отходов имеет библейское основание. В Евангелии рассказывается как, насытив чудесным образом несколькими хлебами тысячи людей, Спаситель сказал ученикам: <Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало>, и те <наполнили двенадцать коробов кусками..., оставшимися у тех, которые ели> (Ин. 6:12,13; ср. Мк. 6:34-43; 8:1-8,19).

Все выше сказанное убеждает нас, что нравственные нормы, в том числе и по отношению к природе, закрепленные в Священном Писании, являются источником и основой современной геоэтики. Высокий профессионализм в вопросах природопользования предполагает и геоэтические, и духовные начала, отсутствие же того или другого ведет к непоправимым ошибкам.

Г.С. Сенатская,
Всероссийский институт экономики минерального сырья,
Россия

(Перепечатано из газеты В.И.Олийника "На пороге вечности")

©1999-2003 Igor V Timofyeev a.k.a. ^Hamlet^ a.k.a. cmexonaT CD-ROMs Home E-mail