Библия и природа
Духовные истоки этического отношения к природопользованию
Одним из наиболее ранних источников, повествующих о нравственных
взаимоотношениях человек - природа, является Библия, Священное Писание Ветхого и
Нового Завета, откуда мы узнаем, что основы этих отношений были заложены Творцом
при сотворении человека, а моральные принципы поведения человека сформулированы
в Законе Божием, который вечен, неизменен и признается всеми наиболее
распространенными религиями, всеми здравомыслящими членами человеческого
сообщества. Законы природы, законы здоровья - это также законы Божьи, законы
Одного Творца и нарушение их приводит к тяжелым последствиям.
Библия подчеркивает уникальность нашей миссии: <И взял Господь Бог человека и
поселил его в саду Едемском (представляющем, по всей видимости, на тот момент
всю Землю), чтобы возделывать его и хранить его> (Быт.2:15). К сожалению,
человек не выполнил возложенного на него поручения, о чем и свидетельствует
экологический кризис. Библейское утверждение, что Бог создал человека <по образу
Своему> (Быт.1:27), подразумевает, что человек создан разумным, свободным и
мыслящим существом, а не послушным роботом. Послушание должно быть добровольным,
насилия над личностью не предполагалось. <Дерево познания добра и зла> (Быт.
2:9), к которому первые люди имели свободный доступ, - тому подтверждение. И
здесь не было запасных путей, какой-либо половинчатости: или послушание - и
тогда радостная вечная жизнь, или... Человек выбрал <или>, выбрал иной путь,
путь безнравственности и падения. Если для первых на земле людей, в отличие от
людей нашего времени, гармоничная жизнь в единстве с Богом и Его творениями
(имеется в виду как человек, так и окружающая его природная среда) была вполне
естественной, то после грехопадения между человеком и Богом произошел разрыв,
который и привел к нарушениям в отношениях человека с природой. <Проклята земля
за тебя, со скорбию будешь пытаться от нее... Терние и волчцы произрастит она
тебе>, - таковы последствия человеческого непослушания (Быт. 3:17,18).
В Библии мы находим множество заповедей о бережном отношении к флоре, фауне,
щадящем землепользовании: <...не порти дерев, от которых можно питаться и не
опустошай окрестностей> (Втор. 20:19); <Если попадется тебе... птичье гнездо,
...и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми: мать
пусти, а детей возьми себе...> (Втор. 22:6-7); <Шесть лет засевай землю твою и
собирай произведения ее, а в седьмый оставляй ее в покое> (Исх. 23:10-11).
Библия не только призывает человека разумно управлять природными ресурсами,
но и предлагает принципы разумного управления. Рассмотрим некоторые из них.
1. Принцип арендных
отношений. В Священном Писании неоднократно подчеркивается, что все, что
окружает человека, принадлежит Богу. В Библии четко обозначена мысль: <Господня
земля и что наполняет ее> (Исх. 9:29; Kop. 10:26). Записано в ней также, что и
богатства недр принадлежат Богу, Он Сам сказал об этом: <Ибо Моя вся земля>
(Исх. 19:5), <серебро Мое и золото Мое и драгоценности Мои> (Иоиль 3:5; Агг.
3:8). А это значит, что человек - скорее арендатор земли (пусть даже и
долгосрочный), чем ее хозяин. <Рента> же состоит в послушании Божьим заповедям,
суть которых состоит в сбережении и приумножении Божьих даров.
2. Принцип необходимости и
достаточности. Со времен исхода евреев из Египта Бог приучал народ свой не
гнаться за излишествами и довольствоваться имеющимся. Посылая с неба манну, Он
предупреждал: <Собирайте каждый по стольку, сколько ему съесть> (Исх. 16:16). Те
же, кто, не поверив Богу, собрали излишки, на следующий день имели испорченное
(Исх. 16:20). В книге Притч сказано: <Нашел ты мед? Ешь сколько тебе потребно,
чтобы не пресытиться им...> (Прит. 25:16). Т.е. всякий избыток, взятый из
природы, не во благо.
3. Принцип бережливости.
Современное стремление к максимальной утилизации отходов имеет библейское
основание. В Евангелии рассказывается как, насытив чудесным образом несколькими
хлебами тысячи людей, Спаситель сказал ученикам: <Соберите оставшиеся куски,
чтобы ничего не пропало>, и те <наполнили двенадцать коробов кусками...,
оставшимися у тех, которые ели> (Ин. 6:12,13; ср. Мк. 6:34-43; 8:1-8,19).
Все выше сказанное убеждает нас, что нравственные нормы, в том числе и по
отношению к природе, закрепленные в Священном Писании, являются источником и
основой современной геоэтики. Высокий профессионализм в вопросах
природопользования предполагает и геоэтические, и духовные начала, отсутствие же
того или другого ведет к непоправимым ошибкам.
Г.С. Сенатская,
Всероссийский институт экономики минерального сырья,
Россия
(Перепечатано из газеты В.И.Олийника "На
пороге вечности") |