К вопросу о возможности чуда #3

В начале нашей сегодняшней статьи о природе чуда хотим процитировать отрывок из письма одного из читателей газеты «На пороге вечности», который пишет следующее:

«Творящие чудеса обрадают познанием, а не вымышленной сверхъестественностью. Значит чудо – не более чем что-то, к чему мы не привыкли в нашей повседневной практике. То есть, необыкновенность. Отсюда вывод: любое чудо – объяснимо! Но не каждое объяснение приемлемо из-за отсутствия познания»1.

Сегодня мы поговорим о чудесах в Библии. Речь пойдет не о перечислении  или рассказе о чудесах, а о природе этих чудес. Что они представляют собой по своей сути, как классифицируются, какие слова используются для описания чудес в подлиннике?

Но прежде хотелось бы упомянуть, что количество чудес в Библии не так велико, как часто представляется. Библия описывает историю продолжительностью примерно в 4000 лет. Если разделить общее количество чудес в Библии на это количество лет, то мы с легкостью убедимся, что чудеса в Библии случаются не так уж и часто. Это не говорит о том, что там слабо выражена вера в сверхъестественное, то есть превыша-ющее наши возможности и наше понимание. Речь просто идет о том, что Библия непохожа своим жанром на сказку.

Итак, давайте рассмотрим, какого рода чудеса упоминаются в Библии. Мы будем использовать термины из греческого языка, из Нового Завета.

Первое слово, которое мы встречаем в описании чудес, это du/namij (дюнамис) – «явление силы». Это слово используется для описания действий, на совершение которых человек сам по себе не способен. Это то, что можно было бы назвать «противоречием законам природы».

Например, случай, описанный в Евангелии от Марка: «Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, услышавши об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни» (5:25-29).

В этом отрывке противопоставляется естественный способ решения проблемы – обращение к врачам, которые ничего не смогли сделать, – сверхъестественному, и получение исцеления. К этой же категории относятся, например, описания воскрешений мертвых.

Второе слово, это shmeiÍon (сэмейон) – «знамение, знак». Само это слово вовсе не предполагает, что в качестве знамения будет проявление сверхъестественной силы. Знамениями могут быть вполне привычные и объяснимые явления. Элемент, который делает их необычными, – это связь с другими явлениями, контекст, в котором они происходят. Например, в Евангелии от Матфея описывается следующая картина: «Потом встав запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же удивляясь говорили: кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему?» (8:26,27).

Галилейское море

Является ли прекращение шторма невозможным явлением? Нет, шторм может прекратиться и в силу естественных причин. Это событие было воспринято как чудо именно в силу «совпадения» слов повеления ветру и морю с фактическим изменением погодных условий. Итак, shmeiÍon вовсе не обязательно подразумевает сверхъестественное.

Третье слово - te/raj (тэрас) означает «удивительное действие». Вновь, это слово вовсе не обязательно подразумевает сверхъестественное. Степень удивления по поводу какого-либо явления часто обусловлена именно степенью осведомленности, уровня знаний. То, что является te/raj для одного, вовсе может не оказаться таковым для другого. 

---
1 Нефалим Збирун, 29 Сентярбя 2001 г.

Олийник В.И., аспирант Университета Андрюса (Мичиган, США)

©1999-2003 Igor V Timofyeev a.k.a. ^Hamlet^ a.k.a. cmexonaT CD-ROMs Home E-mail