К вопросу о возможности чуда #3
В начале нашей сегодняшней статьи о природе чуда хотим процитировать
отрывок из письма одного из читателей газеты «На пороге вечности»,
который пишет следующее:
«Творящие чудеса обрадают познанием, а не вымышленной сверхъестественностью.
Значит чудо – не более чем что-то, к чему мы не привыкли в нашей
повседневной практике. То есть, необыкновенность.
Отсюда вывод: любое чудо – объяснимо! Но не каждое объяснение приемлемо
из-за отсутствия познания»1.
Сегодня мы поговорим о чудесах в Библии. Речь пойдет не о перечислении
или рассказе о чудесах, а о природе этих чудес. Что они представляют
собой по своей сути, как классифицируются, какие слова используются
для описания чудес в подлиннике?
Но прежде хотелось бы упомянуть, что количество чудес в Библии
не так велико, как часто представляется. Библия описывает историю
продолжительностью примерно в 4000 лет. Если разделить общее количество
чудес в Библии на это количество лет, то мы с легкостью убедимся,
что чудеса в Библии случаются не так уж и часто. Это не говорит
о том, что там слабо выражена вера в сверхъестественное, то есть
превыша-ющее наши возможности и наше понимание. Речь просто идет
о том, что Библия непохожа своим жанром на сказку.
Итак, давайте рассмотрим, какого рода чудеса упоминаются в Библии.
Мы будем использовать термины из греческого языка, из Нового Завета.
Первое слово, которое мы встречаем в описании чудес, это du/namij
(дюнамис) – «явление силы». Это слово используется для описания
действий, на совершение которых человек сам по себе не способен.
Это то, что можно было бы назвать «противоречием законам природы».
Например, случай, описанный в Евангелии от Марка: «Одна женщина,
которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от
многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой
пользы, но пришла еще в худшее состояние, услышавши об Иисусе, подошла
сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя
к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник
крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни» (5:25-29).
В этом отрывке противопоставляется естественный способ решения проблемы
– обращение к врачам, которые ничего не смогли сделать, – сверхъестественному,
и получение исцеления. К этой же категории относятся, например,
описания воскрешений мертвых.
Второе слово, это shmeiÍon (сэмейон) – «знамение, знак».
Само это слово вовсе не предполагает, что в качестве знамения будет
проявление сверхъестественной силы. Знамениями могут быть вполне
привычные и объяснимые явления. Элемент, который делает их необычными,
– это связь с другими явлениями, контекст, в котором они происходят.
Например, в Евангелии от Матфея описывается следующая картина: «Потом
встав запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же
удивляясь говорили: кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему?»
(8:26,27).
Галилейское
море
Является ли прекращение шторма невозможным явлением? Нет, шторм
может прекратиться и в силу естественных причин. Это событие было
воспринято как чудо именно в силу «совпадения» слов повеления ветру
и морю с фактическим изменением погодных условий. Итак, shmeiÍon
вовсе не обязательно подразумевает сверхъестественное.
Третье слово - te/raj (тэрас) означает «удивительное действие».
Вновь, это слово вовсе не обязательно подразумевает сверхъестественное.
Степень удивления по поводу какого-либо явления часто обусловлена
именно степенью осведомленности, уровня знаний. То, что является
te/raj для одного, вовсе может не оказаться таковым для другого.
---
1 Нефалим Збирун, 29 Сентярбя 2001 г.
Олийник В.И., аспирант Университета Андрюса
(Мичиган, США) |